Александр Урес (sasha_pensil) wrote,
Александр Урес
sasha_pensil

Выставка Луиз Буржуа

"Одинокий бегун на длинную дистанцию"
Так она, Луиз Буржуа, выдающийся скульптор, график, концептуалист, философ, феминистка, охарактеризовала себя сама. И эта дистанция оказалась по-настоящему длинной - практически весь ХХ век и даже первое десятилетие нового ХХ1. Родилась в 1911, умерла в 2010 году, прожила 98 лет. Удивительная судьба, удивительная натура, хотя прошлый век дал человечеству немало образцов ярких судеб и необыкновенных личностей, но Луиз Буржуа одна из первых в этом ряду.
Мощнейшее влияние на все ее творчество оказало детство и семейные отношения в родительском доме. Маленькая Луиз стала свидетельницей измены отца с гувернанткой , жившей в их доме. Разумеется, это была не единственная причина домашнего неблагополучия, которое сложным путем стимулировало невероятно бурную творческую деятельность. В ее искусстве отразились многие эмоциональные раны, страхи, предубеждения и психологические комплексы, возникшие в израненном детском сознании.
1932 году Луиз начинает учиться в Сорбонне на факультете математики. Но через три года изобразительное искусство властно притянуло ее к себе. Буржуа изучает азы живописи в нескольких художественных школах, ассистирует знаменитому Фернану Леже, параллельно увлекаясь левыми идеями, конструктивизмом и сюрреализмом. Интерес к коммунистическому переустройству мира был настолько силён, что молодая художница в 30-е годы дважды посещает Москву.
Но вскоре Луиз Буржуа довольно далеко отошла от коммунизма. Вышла замуж за американского искусствоведа Роберта Голдуотера и вместе с мужем поселилась в Нью-Йорке. Там в Америке она и начала серьезно заниматься скульптурой. 50-е и 60-е годы Луиз трудиться взахлеб, экспериментируя, пробуя работать с различными материалами. Ее интенсивную творческую деятельность не остановила даже смерть любимого мужа, с которым она прожила более тридцати лет. Она не опустила рук, скорее наоборот, продолжила трудиться с еще большим азартом.
"Поразительно - отмечают искусствоведы - но в буквальном смысле душераздирающее творческое наследие Буржуа совершенно не отражает реалий ее взрослой жизни: никаких трагедий и потрясений в сознательном возрасте с Луизой не произошло, но всю свою долгую жизнь она продолжала прилежно пестовать кошмары и травмы своего детства." И эти совсем не благостные впечатления начальной поры жизни, выраженные в ее творчестве, стали постепенно находить отклик у широкой публики.
Первая выставка Буржуа состоялась в 1949 году, а настоящее признание и даже бум вокруг ее творчества начался только в 80-х годах прошлого века. Ее экзистенциализм и феминизм притягивали знатоков, молодых художников покоряла творческая независимость и чувствительность к социальным вопросам. И всех вместе продолжает поражать казалось бы невозможное совмещение самых разнообразных форм и художественных направлений ХХ столетия. В ее творчестве сошлись кубизм, футуризм, сюрреализм, конструктивизм, абстракционизм и концептуализм. И все "измы" воплощались в не менее разнообразных материалах: дереве, гипсе, латексе, мраморе, бронзе. И все это было подчинено отражению сложнейших тем детских и не детских переживаний: материнство, смерть, ненависть, неравенство мужчин и женщин вместе с какими-то глубоко личными, сокровенными эмоциями. Искусствоведы долгое время не могли дать общее определение творчеству Луиз Буржуа. Наконец слово было найдено - ее творчество назвали "энциклопедией современного искусства".
Удивляет и еще одно обстоятельство, о котором сама художница говорила так: «Мои эмоции несоразмерны моим физическим габаритам. Не сами эмоции, а их сила — она просто непереносима для меня. Поэтому я отдаю их энергию скульптурам». Вот уж истинно, смотря на фотографии этой пожилой, худощавой, миловидной леди, никак не скажешь, что это автор масштабных, суперсовременных, насыщенных трагическими переживаниями работ, цены на которые после смерти Буржуа выросли в несколько раз. В 2006 году одна из ее самых знаменитых работ - «Паучиха» была продана за 4 миллиона на аукционе Christie’s в Лондоне. После смерти автора цена на это произведение росла год от года и, наконец, в 2015 году "Паучиха" преодолела рубеж в 28 миллионов долларов.
В начале ХХ1 века выставки обширного наследия Луиз Буржуа происходили в разных, в основном столичных, уголках мира. Сегодня одна из частей "энциклопедии современного искусства" обосновалась в тель-авивском Музее изобразительных искусств. Она называется «Двое» («Twosome»). Выставка открылась в конце прошлой недели и продлиться до 18 января 2018 года, она представляет "более 50 работ Буржуа – в основном скульптуры, монументальные и небольшие; работы по текстилю и рисунки, включая ее канонические работы – стальную «Пара пауков» 2003 года, провокативную скульптуру «Детство» («Filette») 1986 года – изображение не нежного ребенка, а фаллоса (хрупкая, уязвимая мужественность – считают искусствоведы); и «Опасный переход» — Passage Dangereux 1977 года – самая крупная и важная работа серии «Клетки»: пространство, разгороженное на комнаты-клетки-ячейки, в каждой из которых помещен предмет-образ, символизирующий жизнь дома."
Тем, кому, как и мне, искусство Луиз Буржуа было мало или вовсе неизвестно, безусловно стоит увидеть эту экспозицию. Она может вызвать отторжение, восхищение, неприятие, размышления, но вряд ли оставит вас равнодушными. А это и есть основная функция настоящего искусства - разбередить, разволновать, возмутить спокойствие...

Даты экскурсий на русском языке и дополнительных демонстраций фильма «Луиз Буржуа: паук, любовница и мандарин» будут опубликованы на сайте музея и на странице фейсбука — https://www.facebook.com/tamuseum

Дополнительная информация и билеты: www.tamuseum.org.il, http://www.bourgeois—tamuseum.org.il/, http://www.bourgeois—tamuseum.org.il/events/, тел. 03-6077020

Все иллюстрации предоставлены пресс-службой Тель-Авивского музея






Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments